Просвещение

Темы консультаций:
  • "Когда следует обратиться за помощью к логопеду"           
  • "Давайте подготовимся к школе"  
  • "Готов ли к школе ваш ребенок?"
  • "Влияние СМИ на речевое развитие детей"  
  • "Мои пальчики расскажут" 
  • "Адаптация первоклассника к школе" 
Когда следует обратиться за помощью к логопеду 


   Проблема обращения к такому специалисту, как учитель-логопед, встаёт перед каждой мамой, имеющей ребёнка 2-6 лет. В этот возрастной период у детей происходит активное речевое развитие. Ситуация осложняется тем, что логопед в детском саду, куда ходит ваш ребёнок, не всегда доступен, а возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребёнка и требуют консультации со специалистом.
  Многие родители ищут возможность для занятий с логопедом в специальных центрах, в логопедических группах коррекционных детских садов, не задумываясь о возможном вреде для ребёнка, находящегося в группе с другими детьми, имеющими нарушения в речевом развитии. 
    Беспокойство у родителей может не исчезнуть, даже если логопед в детском саду присутствует, но как кажется мамам и папам, оказывает их ребёнку мало внимания.
   Когда же действительно стоит обратиться к учителю-логопеду и чем он может быть полезен ребёнку без явных нарушений?
   На самом деле, логопед в детском саду должен наблюдать каждого ребёнка, но наибольшее внимание оказывать детям с предрасположенностью к речевым дефектам. 
На что обратить внимание родителям, глядя на своего ребёнка:
если в 3-3,5 года
ребёнок произносит отдельные слова, совсем не строит фразы и предложения;
в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
он не повторяет за взрослым слова или Вы не понимаете речь ребёнка (при этом искажённое произношение шипящих, сонорных звуков считается нормой);
если в 4 года
у ребёнка очень скудный словарный запас (в норме около 2000 слов);
он не может запомнить четверостишие;
совсем не рассказывает собственных историй (при этом считается нормой если у ребёнка есть проблемы со звуками [ш],[ж],[р],[л], отсутствие связной речи, ошибки в предложениях);
если в 5-6 лет
всё ещё есть проблемы со звукопроизношением, в том числе с сонорными согласными [р], [л];
ребёнок не способен описать своими словами сюжет на картинке;
допускает грубые ошибки при построении предложений.
   Всё это может быть поводом для получения совета у такого специалиста, как учитель-логопед.
Учитель-логопед проводит работу по:
- коррекции звукопроизношения, 
- развитию фонематического слуха, 
- формированию навыков звукового анализа и синтеза,
- развитию лексико-грамматических категорий, 
- расширению словарного запаса дошкольников, 
- развитию связной речи детей. 
  Такая работа проводится на фронтальных, групповых индивидуальных занятиях.
   
Давайте подготовимся к школе

   О подготовке детей к школе написано и сказано немало. Говорят психологи, говорят учителя, говорят родители, причем мнения их не всегда совпадают. В магазинах глаза разбегаются от количества книг, пособий, в названиях которых крупными буквами выделены все те же слова: "подготовка к школе". Что же родители будущего первоклассника вкладывают в понятие подготовки, и какой она должна быть?
Что значит "готов к обучению"?
  К сожалению, в последние годы произошла подмена готовности к школе. Это не вина родителей, а беда. Школа, которая по определению призвана учить, ждет детей уже обученных, удобных для себя и выставляет те требования, которые подходят ей, а не ребенку.
   Говоря обобщенно, к обучению в школе готов тот ребенок, для которого школьные нагрузки не будут слишком напряженным ни  в психологическом, ни в умственном плане и не ухудшает его здоровье.
   Можно ли быть уверенным, что читающий, знающий названия всех континентов Земли, марки машин и имена всех героев популярных мультфильмов ребенок будет успешным в школе? Вовсе нет.
   Успехи в школе гораздо больше зависят от желания и умения учится, умения видеть связи явлений, закономерности, от желания разобраться, понять почему, как, отчего, чем, от раннего умения читать и запаса разрозненных энциклопедических сведений.
   Ребенок должен понимать и принимать роль ученика, подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя.
   Все это значит, что он готов будет принять в качестве обучающей деятельности не игру, а учебу. Нужно уметь сосредоточится на достаточно продолжительное время, удерживать внимание, не отвлекаться, слушать учителя, уметь высидеть целый урок, находить общий язык с одноклассниками.
Какой должна быть подготовка к школе
   Общей для всех детей "подготовки к школе" не существует. За год до школы совсем не лишней будет консультация психолога. Необходимо провести всесторонний анализ развития  ребенка, чтобы выделить зоны риска и определить стратегию подготовительных занятий.
   Подготовка к школе должна быть такой, чтобы она готовила к школе именно вашего ребенка, учитывала индивидуальные особенности его развития. Программа подготовки должна строиться с учетом его сильных и слабых сторон.
   Если вы готовы записать ребенка в группу  подготовки к школе, то прежде всего определите для себячто необходимо вашему ребенку, чего вы ждете от занятий и совпадают ли ваши потребности с тем, что будет происходить на занятиях.
   Подготовка к школе не должна  заменять собой 1-й класс. Помочь адаптироваться к условиям и порядкам школы - вот настоящая задача подготовительных классов, которые создаются при школах. Она не имеет ничего общего с натаскиванием  дошкольников по школьной программе. Стремление же сделать из дошкольных групп мини-первый класс приводит к тому, что, по данным статистики, более 70% детей, прошедших обучение в дошкольной гимназии, идти в школу не хотят.
   Это не должен быть интенсивный, ускоренный курс, так называемая "экспресс-подготовка". За счет чего идет любое искусственное ускорение в развитии или обучение? За счет мобилизации всех ресурсов организма ребенка, что может привести к умственному и физическому истощению, нервному срыву. Особенно негативно интенсивность любого рода влияет на медлительных детей.
   Избегайте перегрузок! Оптимальная нагрузка для дошкольника  - занятия в группе подготовки к школе 2 раза в неделю по полтора-два часа, желательно в первой половине дня. К сожалению, занятия далеко не всегда проходят рядом с домом, очень часто - во второй половине дня. Если ребенок к их началу уже утомлен, то пользы от таких занятий немного. Занятия дома можно проводить каждый день, их продолжительность не должна превышать 20-30 минут, и они должны быть систематическими.
   Администрация дошкольных гимназий часто пытается привлечь родителей большим количеством разнообразных занятий, общая продолжительность которых таким образом увеличивается до трех часов и более. Это очень много. В этом случае у родителей должно быть право выбора: какие занятия посещать, а от каких отказаться.  
    С кем и где заниматься?
   В детском клубе? Частным образом с педагогом? В подготовительных группах при школе?
   Дело не в помещенииа в специалистах, которые в любом учреждении будут делать свое дело.
   "Плюсы" занятий в группах при школе - это возможность увидеть школу и ее будни, так сказать, изнутри, возможность познакомиться  с будущим учителем, а для ребенка - привыкнуть к окружающей обстановке. Особенно важно это для подавляющей части домашних детей, которые не посещали детский сад.
   Желание многих родителей, чтобы с их ребенком занимались непременно индивидуально, не всегда оправданно.
   Действительно, при индивидуальном занятии все внимание педагога направлено на одного ребенка. Но при этом ребенок напряжен, так как должен находиться в состоянии постоянного внимания, а это очень непросто. Если есть такая возможность и необходимость, можно сочетать занятия в группе с индивидуальными занятиями.  
Учить или нет?
   Говоря о готовности к школьному обучению, часто встает вопрос об обучении дошкольника, к примеру, чтению? Нужно ли этому учить?
   Не может быть однозначного ответа на этот вопрос.
   Важно, какой ценой  далось ребенку это умение. Это было желание самого ребенка или стремление родителей "не ударить в грязь лицом"?
   Типичная ошибка родителей как раз состоит в том, что они начинают обучение ребенка чтению (или другим элементам школьной программы) своим волевым решением, не учитывая уровень его развития.
   Когда любознательный, подвижный ребенок с развитым мышлением и речью тянется к обучению чтению или очень интересуется цифрами, счетом, то конечно, необходимо поддержать его интерес, помочь ему научиться. Обучение в таком случае будет вполне уместным.
   Но уж если родители берут на себя этот труд, то они должны обладать определенными знаниями методик обучения и должны быть уверены, что у ребенка сформируется правильный навык. Если такой уверенности нет, лучше обратиться к специалистам.
   Бывает так, что ребенок не созрел, не готов и, соответственно, не стремится к этим школьным умениям. В этом случае искусственное обучение будет насилием.
Как бы и не подготовка вовсе
  В нашей обычной домашней жизни существует много моментов, которые с полным правом можно считать подготовкой к школе и которые естественно вписываются в жизнь любой семьи.
   Прогулки, коньки, лыжи, плаванье - все, что укрепляет здоровье, очень важно для будущей школьной жизни ребенка. Поощряйте занятия, которые развивают мышление, фантазию, моторику: рисование, лепка, конструирование, вышивание. 
   Самый лучший способ развивать речь, внимание, воображение, память - это читать ребенку книги. Читайте каждый день, читайте, даже если ваш ребенок уже сам умеет читать. Ваше чтение не заменит ни просмотр мультфильмов, ни прослушивание кассет.
   Сотрудничайте с ребенком, не отказывайтесь  от его помощи во взрослых делах: от ремонта крана до лепки пельменей. Будьте готовы и сами помочь, если понадобится.
   Играйте в игры, где есть четкие правила.
   Особое внимание уделяйте желанию ребенка узнавать новое, умению общаться и находить общий язык с детьми и взрослыми, способности преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.
Не только о "высоком"
   Есть такая важная составляющая подготовки к школе, о которой не всегда помнят. Это бытовая самостоятельность и навыки самообслуживания, они понадобятся в школе с первого дня.
   Не надо забывать, что школа - это не только обучение, это еще и пребывание в ней.
   Уметь одеваться и раздеваться в школьной раздевалке, не теряя шарфы и варежки, учитывая пуговицы и шнурки; переодеваться на уроках физкультуры; знать назначение носового платка, пользоваться общественным туалетом; завтракать и убирать за собой посуду в школьной столовой; сложить портфель, быстро достать из портфеля необходимое;вовремя ложиться спать и без усилий вставать и т.д.
   Эта категория умений и навыков на первых порах пребывания в школе представляется гораздо более значимой, чем все то, о чем уже было сказано. И этому не обучают на специальных занятиях - только в семье.
   Если такие навыки не сформированы, то начало школьной жизни ребенка будет очень непростым. 
Нужна ли детская "подготовка к школе" родителям? 
      Как детям необходимо примерить на себя роль ученика, так и родителям тоже нужно подготовится к роли родителей первоклассника.
   Если ребенок ходит на "подготовку к школе", внимательные и наблюдательные родители могут увидеть и узнать много интересного и полезного о своем ребенке.
   Адаптация в группе сверстников, желание учиться, принятие (непринятие) ребенком роли ученика, отношение к учителю, организационные, практические навыки - почти все трудности можно проецировать на начало года будущей школьной жизни. Есть возможность скорректировать их заранее.            
  
 Готов ли к школе ваш ребенок?

Да, готов, если он: 
  • хочет идти в школу, осознает необходимость учения;
  • легко вступает в контакт, адекватно реагирует на ситуацию;
  • умеет планировать и контролировать свою деятельность;
  • проявляет волевые усилия для выполнения  поставленных задач, доводит начатое дело до конца;
  • владеет определенным  уровнем развития мыслительных операций: видит связи между предметами и явлениями, может объединить предметы в группы, сравнить их;
  • умеет связно и грамотно сформулировать свою мысль;
  • логично пересказывает увиденное, услышанное;
  • умеет различать звуки на слух, определять место звука в слове;
  • уверенно владеет карандашом ножницами;
  • ловок, хорошо ориентируется в пространстве;
  • любознателен, активен, имеет достаточный кругозор.
Быть готовым к школе - не значит уметь писать, читать, считать.
Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться!        

Влияние СМИ на речевое развитие детей 
   Средства массовой информации давно и достаточно прочно проникли в нашу жизнь и, что самое неприятное, в жизнь наших детей. Каждый день мы смотрим телевизор, слушаем радио и проводим время за компьютером. Наши дети вместе с нами ежедневно погружаются в этот поток информации, содержание которого не всегда благоприятно влияет на взрослого человека, не говоря уже о хрупкой детской душе.
  Как проводит свободное время дома ваш ребенок? Утром просыпается от маминого поцелуя или очередной порции западных мультиков, бесконтрольно транслируемых современным телевидением? Как часто мы поем детям колыбельные перед сном, или их укладывают телепередачи с мультяшным Лунтиком в главной роли? Что мы читаем нашим детям и читаем ли? Сколько времени проводят дети за компьютером и во что они играют? Почему дворовые игры для нашей действительности большая редкость, а современные девчонки и мальчишки не знают что такое "Прыгалки", "Классики", "Казаки-разбойники", а сходят с ума по куклам "Братц" и "Человеку - пауку"? Целое поколение, выросшее в подобном "Зазеркалье". Поколение, которое, как отмечают специалисты, растет с серьезными нарушениями здоровья и психического развития.
  Нарушение осанки, зрения, неразвитая моторика, снижение общей двигательной активности и координации движений - все это бич, ударивший по здоровью наших детей, о чем уже и так немало сказано и написано. А вдобавок к этому отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития - дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Появляется множество слов "паразитов", дети с трудом подбирают слова, чтоб выразить свою мысль. Наши дети слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Слишком много времени проводят  у экранов телевизоров, где не требуется ответа, живого общения. И такая речь не интериоризируется, не становится "своей". Да и мы, родители, зачастую используем возможность освободить себя уставших, немногословных от общения с ребенком, предложив ему посмотреть очередные мультики. Поэтому очень часто дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами. Как следствие, серьезно нарушается формирование внутренней речи. А ведь во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление, словом все, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Вслед за речью у детей отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом. Ведь куда легче нажать на кнопку и ждать готовых развлечений. Растет число страхов у детей, в том числе не свойственных их возрасту, агрессия. Дети впитывают как губка все, что показывают по телевизору.

"Мои пальчики расскажут"
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук - движений, которые способствуют  развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект. 
Пальчиковые игры целесообразно начинать с самых простых упражнений, таких как "Посолим суп" (собранными в щепоть пальцами ведущей руки имитируем названное движение);"Птички" (птички-пальчики "склевывают", например, слова с заданным звуком); "Почистим клювы" (большим пальцем дети тщательно со всех сторон "очищают" каждый пальчик ведущей руки). Затем можно перейти к более сложным играм. 
"Футболисты" 
Как-то летом на лесной полянке собрались поиграть в футбол две команды - команда зайчиков (левая рука) и команда белочек (правая рука).
Капитан команды зайчиков вывел на поле свою команду (работают левой рукой).
Разминается капитан (большим пальцем совершают 7-10 круговых движений).
Разминаются игроки (не менее 3 раз сгибают и разгибают каждый палец поочередно).
Капитан команды зайчиков приветствует членов своей команды: "Здравствуйте!" (большой палец поочередно соприкасается с каждым пальцем левой руки).
На поле выходит команда белочек (работают правой руки).
Разминается капитан (большим пальцем совершают 7-10 круговых движений).
Разминаются белочки (не менее 3 раз сгибают и разгибают каждый палец поочередно).
Капитан команды белочек приветствует членов своей команды: "Здравствуйте!" (большой палец поочередно соприкасается с каждым пальцем правой руки).
Команды приветствуют друг друга: "Здравствуйте!" (соприкасаются одноименными пальцами обеих рук).
В качестве словесного сопровождения пальчиковых игр предпочтительны малые фольклорные формы (потешки, небольшие стихи, считалки). 
*** 
Жил-был зайчик (хлопают в ладоши) - 
Длинные уши (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки).
Отморозил зайчик  (сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Носик на опушке (трут нос).
Отморозил носик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук),
Отморозил хвостик (гладят кобчик)
И поехал греться  (крутят руль)
К ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо (разжимают кулаки обеих рук),
Волка нет (хлопают в ладоши),
И дают морковку на обед (поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке).  
*** 
Стучит -бренчит по улице (стучат кулачком о кулачок) -
Фома едет на курице (локоть правой руки опирается на стол, большой и указательный пальцы образуют "клювик", остальные изображают гребешок).
Тимошка - на кошке (локоть правой руки опирается на стол, указательный и мизинец образуют уши, средний и безымянный плотно прижаты к ладони)
По кривой дорожке (ребром ладони изображают движение по кривой по столу).
 ***   
Мои пальчики расскажут (хлопают в ладоши с растопыренными пальцами),
Что умеют - все покажут (одноименные пальцы обеих рук 4 раза соприкасаются друг с другом).
Их пять на каждой руке (показывают растопыренные пальцы).
Все сделать смогут, всегда помогут (хлопают в ладоши).
Они на дудочке играют (здесь и далее движения соответствуют тексту),
Мячик бросают,
Белье стирают,
Пол подметают,
Щиплют, ласкают - 
Пять и пять моих ловких пальчиков (показывают пальцы обеих рук).  
Упражнение "Кулак - ребро - ладонь" используется  для развития межполушарных связей. 
 У нашего (выставляют два кулака)
У Гришеньки (ставят ладони на ребро)
Под окошком (показывают две ладони)
Вишенки (выставляют два кулака)
У Семена в саду клены,
У Алены дуб зеленый (левая рука: загибают пальцы, начиная с мизинца),
У Марины куст малины,
У Арины две рябины (правая рука: загибают пальцы, начиная с мизинца).
А у Вани (показывают ладонь)
На плетень (выставляют кулак)
Зелененький (ладонь)
Вьется хмель (кулак).
***
Коленька хороший (поглаживают кисть левой руки),
Коленька пригожий (поглаживают кисть правой руки),
Пройди по дороженьке (указательный и средний пальцы обеих рук шагают),
Топни (выставляют кулак),
Коля (ставят ладонь на ребро),
Ноженькой (показывают ладонь).
***
 Вышла курочка гулять (шагают двумя пальцами - указательным и средним - каждой руки),
Свежей травки пощипать (щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),
А за ней ребятки - 
Желтые цыплятки (бегут всеми пальцами обеих рук).
"Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши), 
Не ходите далеко (грозят пальцем ведущей руки),
Лапками гребите (гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),
Зернышки ищите" (дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой - средний и т.д.). 
 Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.
 ***
Чистая водичка (моющие движения)
Умоет Саше личико (поглаживающие движения по щекам),
Анечке -ладошки (интенсивное потирание ладоней),
А пальчики - Антошке (массаж поочередно каждого пальчика, "снимаем" перчатки).
*** 
Ай, лады, лады, лады (хлопают в ладоши),
Не боимся мы воды (совершают интенсивные моющие движения обеими ладонями),
Чисто умываемся ("моют" лицо, растирают уши),
Маме (друг другу) улыбаемся (улыбаются).
***
Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки)
На лесной опушке (хлопают в ладоши).
Жили-были зайчики (показывают уши)
В беленькой избушке (показывают домик)
Мыли свои ушки (трут уши),
Мыли свои лапочки (моющие движения ладонями рук),
Наряжались зайчики (движение ладоней сверху вниз по туловищу),
Надевали тапочки (показывают).
 Интересны упражнения, осложненные решением сопутствующих задач, например по стихотворению Ю.Чужака "Покупал баран баранки" (закрепление обратного счета).
***
На базаре (выставляют кулак)
Спозаранок (ставят ладонь на ребро)
Накупил (показывают ладонь)
Баран (кулак)
Баранок (ребро).
Для барашков (пальцы левой руки "играют"),
Для овечек (пальцы правой руки  "играют")
Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев),
Девять сушек, восемь плюшек,
Семь лепешек, шесть ватрушек,
Пять коржей, четыре пышки, 
Три пирожных, две коврижки
И один калач купил (показывают соответствующее количество пальцев).
Про себя не позабыл  (отрицательное движение головой),
А для женушки - 
Подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу)! 

В старшем дошкольном возрасте уже можно готовить руку ребенка к письму.
Развитие графических навыков зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но и от уровня сформированности внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Помогает в развитии графических навыков способность к наблюдению, сравнению, творческому воображению. 
Адаптация первоклассника к школе
Для многих детей и их родителей начало школьной жизни превращается в серьезное испытание. От того, как пройдет адаптация ребенка к школе, зависит его последующий интерес к учебе и успеваемость.
Что такое адаптация к школе и сколько она длится?
Адаптация – это перестройка организма, направленная на приспособление к новым условиям.
     Адаптация первоклассника к школе может длиться от двух до шести месяцев. Самое трудное время  для организма ребенка – первые две-три недели. При этом напрягаются все системы организма, в результате острой адаптации многие первоклассники в сентябре заболевают, многие худеют, у многих проявляются недомогания в связи с переутомлением.
После первых месяцев с начала учебного года уже можно сделать выводы, как проходит адаптация вашего первоклассника к школе. Если ребенок положительно относится к школе, адекватно воспринимает требования учителя, легко усваивает новый учебный материал, прилежно выполняет задания без внешнего контроля, проявляет самостоятельность, имеет хороший статус в коллективе – то можно считать, что он хорошо адаптировался к школе.
Большинство из перечисленных качеств не присущи вашему ребенку? В этом случае первокласснику требуется ваша помощь, чтобы освоиться в новой для себя роли.
Попробуйте соблюдать несколько правил, которые помогут вашему ребенку

1.Соблюдайте режим дня
Ребенок должен иметь полноценный сон и питание, прогулки, посильную физическую нагрузку (упражнения, игры, интересную для него домашнюю работу), а также отдых и свободное время. Постарайтесь выделить ребенку в доме его личную территорию – свою комнату или, хотя бы, свой уголок, где он хозяин. Также ребенку необходимо личное время, в которое он может заниматься тем, чем хочется именно ему. 
2. Провожайте ребенка в школу доброжелательно
Старайтесь провожать ребенка в школу добрыми словами и пожеланиями удачи и успехов, не предъявляя при этом требований. Встречая ребенка после школы, не приставайте к  нему с расспросами, но дайте понять, что вас интересует его школьная жизнь и вы всегда можете поговорить  и выслушать.
3. Учите ребенка выражать свои чувства
Когда вы разговариваете с ребенком, в центре ваших высказываний должно быть описание чувств, эмоций, переживаний. Нужно помочь ребенку узнать и понять свои чувства, чтобы он мог самостоятельно оценить их. Умение выразить чувства – условие для того, чтобы держать их под контролем.
4. Не требуйте, а предлагайте
Все, что вы хотите – выражайте не в форме требований, а в форме предложений и сотрудничества. При разговоре с ребенком описывайте ситуацию, свои ожидания, возможные способы ее разрешения. Обсуждайте все с ребенком и предоставляйте ему возможность самому принять окончательное решение.
Прежде, чем предоставлять ребенку большую самостоятельность в связи с переменой его статуса с дошкольника на школьника, родители должны между собой заранее обсудить, какую часть своей ответственности они готовы передать ребенку. Потом обсудите со своим первоклассником, за что он теперь отвечает (например, сбор портфеля или за то, чтобы все уроки были сделаны, разумеется, он всегда может обратиться за помощью, когда нужно и т.д.).
5. Хвалите ребенка
Основное поощрение для ребенка – похвала. Когда вы хвалите ребенка, обязательно описывайте последствия и результаты, усилия ребенка. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, сравнивайте только предыдущие достижения. Например: ты сегодня написал прописи намного аккуратнее, чем вчера. Предоставьте ребенку возможность самому найти критерии оценки и оценить свою работу.
6. Дайте школьнику возможность самому оценить последствия своих поступков
Если ребенок совершил какой-то негативный поступок, постарайтесь дать ребенку возможность самому проанализировать последствия своих действий. Когда вы высказываете свое мнение, не оценивайте личность и характер ребенка. Ни в коем случае не давайте никаких диагнозов и прогнозов на будущее.
7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований
Завышенные ожидания родителей являются источником повышенной тревожности и для ребенка и для самих родителей. Попробуйте проанализировать свои требования к ребенку и понять, что для вас важнее: отличные оценки или здоровье и хорошее настроение ребенка, ваши доверительные с ним отношения.
8. Спокойствие, только спокойствие!
Ваше терпение и оптимизм, ваше спокойствие и уверенность придадут уверенность в своих силах и вашему первокласснику.

Комментариев нет: