Делимся опытом



  • Детские страхи
  • О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста
  • Дети с задержкой психического развития                             
  • Возрастные особенности речевого развития детей дошкольного возраста
  • Киноклуб как форма психологического просвещения
  • Использование технологии деятельностного подхода в практике учителя-логопеда
  • Домашнее визитирование как важное направление работы учителя-дефектолога Центра ПМСС 
  • Что нужно знать родителям о ПМПК
  • Визуальное консультирование как форма работы социального педагога

Детские страхи

   Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку - тем более, поскольку его окружает мир, про который он знает не все и многие вещи ему просто не понятны… У детей, в каждом возрасте, существуют свои, так сказать, возрастные страхи: Бабы-Яги, приведений, темноты, страх смерти (своей и своих родителей) и т.д. Страх - это эмоция, возникающая в результате угрозы, опасности, в ситуации неопределенности и угрозы жизни.
Три вида страхов
   Навязчивые страхи – эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.
   Бредовые страхи –страхи, причину появления которых найти сложно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Однако не стоит торопиться ставить какой-либо диагноз. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, он боится надевать определенные ботиночки, потому что когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь опасается повторения ситуации.
Сверхценные страхи – связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка.  Подобные страхи бывают в 90% случаев. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может. К детскому сверхценному страху можно отнести, например, страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков и т.п..
Причины возникновения страха
   Конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте и др). Во многом, переживание страха, зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: "Не будешь спать – заберет Баба-яга!" «Не будешь слушаться – дядя заберет» и т.д.
   Внушенные страхи. Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: "Не ходи – упадешь", "Не бери – обожжешься". Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.
   Детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.
Чувство страха, также, может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.
   Наличие более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать специалисты и лечить медицинские работники.
  
 Некоторые рекомендации родителям
  •  Не стоит заниматься "закаливанием", т. е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, "чтобы привыкал". Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких "закаливаний" печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.
  •  Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за "трусость".
  •  Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать почувствовать ребенку, что вы его хорошо понимаете. объяснить малышу, что "монстров" не существует, обычно невозможно.
  • Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам.
  • Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.
  • Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребенком!
  • Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.

Литература по теме:


1Бердникова Ю. Мир ребёнка. Развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка. - СПб.: Наука и техника, 2007.
2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Речь, 2010.
3. Захаров А.И.. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.: 1995.


Педагог-психолог Центра ПМСС
Огурцова Ю.С.
Декабрь2014 г.

О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста

   Воспитание ребёнка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса.
Словесные способы поощрения и поддержки ребёнка дошкольного возраста
    Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно!
   Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше.  Хорошая работа! Ещё немного времени, и у тебя это это получится. С каждым днём у тебя получается лучше. 
   Я знал(а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.
   Это лучше всего! Ещё лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее,сильнее!
   Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад(а) за тебя.
   Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути. Молодец! Умница! Ты сейчас на правильном пути. 
   Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав!
   Большое тебе спасибо. Ты хороший (ая)! Ты - чудо!

            Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста
  • Молчанием. Выдержать бойкот ребёнку дошкольного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.
  • Говорить: "Я тебя больше не люблю" и т.п. Лишение любви - это самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребёнку со стороны взрослых действительно имеется. это наказание опасно применять к детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребёнка.
  • Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребёнка для его же блага, бесполезно - вреда здесь больше: вы не только научили бояться наказания, но и преподали ребёнку урок жестокости.
  • Кричать на ребёнка, поскольку крик воспринимается ребёнком дошкольного возраста кака словесное битьё.
  • Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребёнка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребёнка путём поощрений тем самым закрепляет его).
  • Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребёнка (чем меньше ребёнок, тем ближе наказание должно быть к проступку).
  • Упрекать и поминать былые грехи ребёнка, тем самым, закрепляя плохое поведение ребёнка.
   Как нужно поощрять детей дошкольного возраста
  • Оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы должны быть уверены в том, что поощрений в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.
  • Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребёнка. Выбирая подарок для поощрения ребёнка необходимо понимать, что подарок - это лишь символ успеха или достижения.
  • Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.
  • Давать особо почётные поручения. Когда ребёнку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.
  • Поощрять не только за результат, но и за попытку ребёнком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь и т.п.
Литература
1. А.С. Макаренко. Книга для родителей//Собрание сочинений. М.: Издательство "Правда" 1987г.
2. Л.Ю. Гордин. Поощрения и наказания в воспитании детей. М.: 1971 г.


                                                   Педагог-психолог Центра ПМСС
                                                           Огурцова Ю.С.

     Дети с задержкой психического развития                            

   Причина трудностей обучения и неуспеваемости школьников младших классов часто связана с задержкой психического развития детей.
   Исследования, проведённые специалистами разного профиля в разных регионах нашей страны, показали, что в 50% случаев неуспеваемость была связана с задержкой психического развития, в 24% - с нарушением поведения (синдром двигательной расторможенности и т.д.) и только в 4% - с умственной отсталостью и общим недоразвитием речи. В остальных случаях отмечалась общая (соматическая) ослабленность, нарушение слуха, зрения.
   Группа детей, объединённых характеристикой "задержка психического развития", чрезвычайно неординарна по происхождению, механизму развития, проявлениям и степени выраженности.
 Особенностью одной из форм такого рода интеллектуальной недостаточности является обусловленность высокой психической истощаемостью, утомляемостью, неустойчивым вниманием, эмоционально-волевой неустойчивостью, недоразвитием речевой функции.
   Как правило, в дошкольном периоде, в коллективе детского сада эти дети ничем особенно не выделяются среди своих сверстников и поэтому обычно поступают в первый класс массовой школы, а трудности обучения начинают проявляться и нарастать постепенно, с увеличением сложности учебного материала, повышением темпа работы, необходимостью логически мыслить. Такие дети с трудом понимают, что от них требуется, не могут быстро переключаться на новый вид деятельности, плохо осваивают чтение, письмо, математику. Ухудшение состояния (иногда очень резкое - "в саду был как все, а в школе стал хуже всех"), как правило, связано с принципиально новыми требованиями, которые предъявляются к деятельности ребёнка. Сложность и в том, что каждый случай "задержки" может иметь свою причину и свои проявления, а значит, требуют индивидуальной оценки.
Причинами задержки психического развития могут быть патология беременности и родов у матери, плохая наследственность, перенесенные ребенком травмы, тяжелые заболевания, особенно в раннем возрасте. В результате неблагоприятного воздействия этих факторов на центральную нервную систему ребенка происходит как бы приостановка или искаженное развитие самых тонких человеческих функций, определенных структур коры головного мозга. Очень большое, а иногда и решающее значение в этом имеют недостатки социальной среды, в которой воспитывается малыш. Здесь на первом месте стоят дефицит материнской ласки, человеческого внимания, тепла, недостаток ухода за малышом, недополучение информации. Все эти факторы тем более значимы, чем меньше возраст ребенка. Именно по этим причинам так часто встречается задержка психического развития у детей, которые воспитываются в детских домах, в круглосуточных яслях и детских садах. В таком же тяжелом положении оказываются и беспризорные, предоставленные сами себе дети, воспитывающиеся в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут беспорядочный образ жизни.
Если ребёнок с  задержкой психического развития не получает в дошкольном возрасте полноценной и систематической    помощи,  к моменту поступления в школу у него не происходит формирования школьно-значимых функций. По сравнению со сверстниками у такого ученика отмечается крайне недостаточный запас знаний, сведений, умений, узок кругозор, бедна речь, слабо развиты моторные навыки. Эти дети никак не осознают себя учениками. В их поведении преобладают детскость, непосредственность, игровые интересы, стремление только к удовольствиям. Познавательные процессы абсолютно не интересуют таких детей. На уроках они сразу становятся вялыми, скучными или, наоборот, излишне беспокойными, совершенно не могут сосредоточиться на задании. Все, о чем говорится на уроках, проходит мимо них. Для таких учеников характерно стойкое снижение работоспособности с расстройством внимания, памяти, способности переключаться с одного вида деятельности на другой.
Особенностью резко страдают концентрация внимания, целенаправленная деятельность. На фоне стойкой неуспеваемости, которая характерна для детей с временной задержкой психического развития, часто отмечаются трудности обучения, связанные с речевым, моторным недоразвитием. В результате ребёнок не осваивает навыки чтения, письма, счёта.
Бывает и так, что не даётся только письмо, только чтение или только математика. Учителя в подобных случаях жалуются, что ученик с математикой вроде справляется, а вот чтение и письмо совсем освоить не может.  или наоборот, всё вроде ничего, а в математике - полный провал. И никакие дополнительные занятия не помогают. 
Разобраться в характере и глубине того или иного нарушения возможно только при комплексном обследовании ребёнка врачом-психоневрологом, дефектологом, психологом, логопедом на психолого-медико-педагогической комиссии. При этом учитываются характер ошибок по математике, письму, исследуется состояние отдельных функций моторики, темпа деятельности.
В самом начале обучения у детей с временной задержкой психического развития на первый план выступают нарушения фонетико-фонематического восприятия, что проявляется при освоении навыков письма и чтения.
В подобных случаях ученик не дифференцирует звуки, сходные по артикуляции, не может соотнести правильно звук и букву, выделить звук, слог, фразу, путает оптически сходные буквы (и - ш, и - ц, п - т и др.). В результате на письме наблюдаются характерные ошибки: замены букв (т - д, б - п, г - к и т.д., искажения слов, нарушение структуры слова, пропуски гласных букв, слияние предлогов, отдельных слов. Бывает, что ребёнок, неправильно произнося звуки, отражает это в письме. Темп письма у таких детей, как правило, очень замедлен, они с трудом вспоминают, как пишется каждая буква, долго её "выводят", путаются и в итоге не успевают выполнить задание со всем классом. невысокий уровень абстрагирования, склонность к конкретному мышлению не дают ребёнку возможности освоить навыки счёта. Простейшие счётные операции эти дети воспринимают только на конкретном материале. Они не могут усвоить порядковый счёт, понятие состава числа, особенные трудности испытывают при решении задач.
Для детей с задержкой психического развития моторных функций характерна неловкость. медлительность. дома их обычно долго кормят, одевают, потому что у взрослых не хватает терпения. Их медлительность может быть связана с наследственностью, темпераментом, а может быть результатом плохого воспитания, поэтому они часто оказываются не подготовленными к школе. На уроке такие дети настолько медлительны, что успевают выполнить по сравнению с одноклассниками только треть задания и получают неудовлетворительную оценку. Они с трудом, очень медленно входят в работу, не могут сразу переключиться с одного задания на другое. Попытка торопить такого ученика, как правило, приводит к увеличению ошибок, к резкому нарастанию утомления и падению умственной работоспособности.
Нередко в характеристике детей с задержкой психического развития наряду со школьными трудностями на первый план выступают так называемые энцефалопатические проявления. Чаще всего это церебрастенический синдром (церебро - мозг, астения - слабость), обусловленный органическим поражением головного мозга, проявляющийся в виде повышенной психической истощаемости, неустойчивости внимания и работоспособности, эмоциональной  ранимости, двигательной расторможенности, головных болей, непереносимости духоты, шума. Вследствие высокой утомляемости и неустойчивости работоспособности эти дети хуже отвечают в конце уроков, чем в начале, хуже на последнем уроке, чем на первом, не успевают за темпом работы в классе. Постепенно увеличивается объём неусвоенного учебного материала, растёт педагогическая запущенность, что делает их хронически неуспевающими учениками.
Не подлежит сомнению, что дети, имеющие задержку психического, речевого или моторного развития, являются очень сложными для массовой школы, требуют от учителя много терпения и внимания. Как правило, на практике вся работа учителя с неуспевающим учеником ограничивается проведением дополнительных занятий, на которых повторяется проведённый на уроке материал, переписывается несколько раз одно и то же упражнение. При этом совершенно не принимается во внимание  характер ошибок. А это имеет иногда решающее значение, так как определяет характер необходимой коррекционной помощи.
 Простое повторение правил, переписывание упражнений, механическое решение большого количесства примеров совершенно бесполезны. Неосведомленность учителя в этих вопросах и, как следствие, неправильно организованная помощь приводят к тому, что ко второму классу несформированность учебных навыков у такого ученика становится грубой, стойкой и уже трудноисправимой. К сожалению, еще многие учителя, не сомневаясь ни минуты и не пытаясь разобраться в причинах школьных неудач ребенка, относят неуспевающих учеников к категории "неспособных" или, еще того хуже, "умственно неполноценных". Как правило, у таких учеников в дальнейшем развивается негативное отношение к школе, патологическое формирование личности и характера. Практика показывает, что тетради неуспевающих учеников бывают очень типичными: двойки, двойки, единицы, перечеркнутые красным карандашом задания и грозные послания родителям: "Задание не выполнено", "Почему так много ошибок?", "Ваш ребенок не хочет работать!" и т. д. В результате ребенок совершенно теряет веру в свои силы, желание учиться, чувствует свое положение безвыходным. Неправильно организованная педагогическая коррекция наносит большой вред, осложняет и без того тяжелое положение, способствует развитию невротических расстройств, реакции протеста и в конечном итоге приводит к полной "школьной дезадаптации".
Необходимо учитывать, что дети, имеющие задержку в развитии, отличаются от умственно отсталых именно тем, что хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно переносят понятое ими решение на задачи аналогичного характера, правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно выравниваются. Однако к решению вопроса о переводе ученика в следующий класс надо подходить строго индивидуально, с учётом степени этого продвижения и общего состояния здоровья ребёнка.
Очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребёнка почти никогда не являются результатом нерадивости и лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.
Литература по теме:
1. Специальная педагогика // Под ред. Н.М. Назаровой - М.: Академия, 2007.-400 с.
2. Специальная психология //Под ред. В.И. Лубовского  - М.: Академия, 2008.-450 с.


Учитель-дефектолог Центра ПМСС
Нечаева М.Р.


Возрастные особенности речевого развития детей дошкольного возраста

  Развитие речи детей в первые годы жизни носит интенсивный характер. За весь период дошкольного детства детская речь претерпевает множество изменений, формируются и развиваются все стороны речи - фонетическая, грамматическая, лексическая. Чем раньше мы начнём обучать малышей правильной речи, тем привычнее он будет чувствовать себя в общении в дальнейшем.
   Ребёнок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Дети дошкольного возраста очень любознательные, они любят, когда им читают или рассказывают сказки, рассказы о растениях, животных, о мальчиках и девочках, таких же, как они сами.
  Развитие речи дошкольников происходит в течение нескольких возрастных периодов.
     Начиная с двух лет, ребёнок быстро накапливает активный и пассивный словарь, постепенно овладевает произношением звуков, грамматическим строем предложения. Всё это происходит в процессе речевой практики, постоянного общения со взрослыми.
   В три года с малышом уже можно поговорить "по душам". Его прежде всего интересуют те слова, которые обозначают предметы, связанные с его повседневными делами, желаниями и поведением. В его предложениях появляются прилагательные и наречия, он может давать качественные характеристики людям и предметам. Расширяется понимание речи окружающих.
   Ближе к четырём годам ребёнок уже может словами описать знакомый действия или предметы, которые в данный момент находится в его поле зрения (например, ответить на вопрос "Что такое яблоко? или "А что значит покупать?"). Активный словарный запас, которым располагает ребёнок в 4 года, даёт ему возможность свободно общаться с окружающими. В его речи преобладают простые распространённые предложения ("Тут сидят Таня и Света"), существительные и глаголы во множественном числе ("Чашки стоят на столе"). В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.
   На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Дошкольник этого возраста начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушать ответы взрослых. Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого-то возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов.
   В шесть лет дети без дополнительных вопросов могут пересказать сказку или рассказ из 40 - 50 предложений, то есть владеют одной из самых сложных речевых форм - монологической. В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, м развёрнутые ответы.
   К концу дошкольного периода дети владеют развёрнутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого нёба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно. 
   Родители и педагоги должны помнить, что речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых. 

Учитель-логопед Центра ПМСС
Стротина Н.Б.

Киноклуб как форма психологического просвещения

   Заседание киноклуба - одна из самых интересных и мало используемых в условиях малого города форма просветительской работы с родителями, педагогами и старшеклассниками.
   Основные сильные стороны данной формы работы состоят в следующем: 
  • просмотр фильма - одно из сильных средств воздействия и, в определенной степени, управления эмоциональным состоянием человека;
  • групповое обсуждение фильма способствует многостороннему углубленному пониманию затронутых в нем проблем;
  • заседание киноклуба - это сочетание отдыха, развлечения с серьезным интеллектуальным трудом и обучением.
План-конспект заседания киноклуба для старшеклассников 
по теме: "Дети с ОВЗ: инклюзивное обучение"
   Тема: совместное обучение "обычных" детей и детей с ОВЗ.
   Цель: формирование у учащихся представления о сути идеи инклюзивного обучения, формирование личностного отношения к этой проблеме.
   Задачи: 
Образовательные задачи:
  • формирование у учащихся представлений о содержании социальных и личностных проблем детей с ОВЗ;
  • информирование учащихся о понятии "инклюзия" и различных точках зрения на инклюзивное обучение.
   Задачи развития:
  • формирование умения вырабатывать личностное отношение к обсуждаемой проблеме.
   Воспитательная задача:
  • формирование толерантного отношения к детям, имеющим ограниченные возможности здоровья.
   Тип занятия: просветительская беседа с элементами дискуссии.
   Форма работы: учащиеся работают в подгруппах и в полной группе.
   Методы обучения: метод иллюстрации; беседа с элементами дискуссии.
   Оборудование для педагога: диск с фильмом "Мальчик из Армавира. Необыкновенные вундеркинды".
   Оборудование для учащихся: листы белой бумаги, ручки.
План-конспект содержания занятия
1. Вступление
  • Представление ведущего, темы и общей "канвы" занятия. (2 минуты)
2. Основная часть
  • Просмотр фрагментов фильма "Мальчик из Армавира. Необыкновенные вундеркинды".*
  • Информирование учащихся о понятии "инклюзивное обучение" и различных точках зрения на эту проблему.
  • Организация дискуссии "Плюсы и минусы инклюзивного обучения".** (35 минут)
3. Заключение
  • Ознакомление учащихся с фрагментами из стихотворения И.Губермана в качестве мотивации для размышления по теме занятия (см. Приложение). (3 минуты)
   Комментарии к плану-конспекту занятия:
* Фильм представляет собой несколько историй детей с ОВЗ, которым повезло встретится с человеком, который помог развить им творческие способности, а также организовал их выступления на ведущих сценах мира.
** Класс делится на две группы, одна из которых должна сформулировать позитивные стороны совместного обучения детей с разными образовательными потребностями, а другая - негативные стороны такого обучения. Ведущий инициирует обсуждение с помощью чередования высказываний групп, провокационных вопросов.
Приложение
...Два смысла в жизни - внутренний и внешний,
У внешнего - дела, семья, успех;
А внутренний - неясный и нездешний - 
В ответственности каждого за всех... 
И.Губерман

Учитель-дефектолог  Центра ПМСС
Нечаева М.Р.  

Использование технологии деятельностного подхода в практике учителя-логопеда

"Великая цель образования - это не знания, а действия" 
Герберт Спенсер
   Теоретическим обоснованием деятельностного подхода занимались многие отечественные и зарубежные психологи такие как: Л.С. Выгодский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов и мн.др.
   А.Н. Леонтьев в своих трудах говорят о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается, как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека.
   В современном образовании целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела, т.е. цель обучения - сформировать у детей навыки учебной деятельности. И учить этому необходимо уже в дошкольном возрасте.
   Особым видом деятельности является речевая деятельность, навыки которой формируются на логопедических занятиях. Из опыта работы могу сказать, что деятельностный подход на логопедических занятиях целесообразнее всего реализовать через игру, т.к. ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, способствует формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника.
   Мне на занятиях очень нравится применять дидактические игры с предметами.
   Эти игры очень разнообразны по материалу, содержанию, организации проведения.
   Игры с предметами помогают решать различные образовательные задачи:
  • развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация);
  • развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация);
  • совершенствование речи (формирование умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы и отгадывать загадки о них, правильно произносить звуки речи);
  • воспитание произвольности поведения, памяти, внимания.
    Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, отличаются образовательные задачи, конкретное содержание.
   Например, в игре "Чудесный мешочек" детей младшего возраста я учу называть предметы, их признаки, среднего - определять предмет на ощупь (дети, доставая, называют предмет), старшего - составлять описательный рассказ, классифицировать предметы по заданным признакам.
   Очень нравятся детям настольно-печатные игры. Они разнообразны и устроены по принципу разрезных картинок, складных кубиков на которых изображение предметов, сюжетов, разделенных на части. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей - сложный процесс осмысления. Он облегчается подбором предметов и сюжетов, знакомых ребенку по личному опыту, показом целой картинки, постепенным прибавлением частей, которые надо сложить. Процесс создания целостного образа сопровождается речевой деятельностью ребенка.
   В процессе занятий я включаю игры на развитие тактильно -кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: "горячее - холодное", "сухое - мокрое", "твердое - мягкое", "гладкое - острое", кинестетические ощущения получаются во время движения. Различные игры помогают развивать у дошкольников психические функции память, внимание, речь, мышление, а также формулировать полученные навыки, понятия и представления в собственной речи.
   В настоящее время очень популярны пазлы, где картинки разделены на множество частей. Эти игры я часто использую на индивидуальных занятиях, они хорошо способствуют развитию мышления, внимания и усидчивости.
   В то же время процесс складывания пазлов достаточного уровня сложности обязательно сопровождается диалогом между ребенком и взрослым, что способствует формированию речевых навыков в процессе деятельности.
   Таким образом, деятельности подход в практике работы учителя-логопеда имеет явные преимущества как с позиции формирования речи, как инструмента общения, так и с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей.
   "Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение знаниями, умениями и навыками" 
(А.Н. Леонтьев).
Учитель-логопед Центра ПМСС
Рыжова О.Н.

Домашнее визитирование - как важное направление работы учителя-дефектолога Центра ПМСС

   В условиях малого города, в котором нет специальных дошкольных учреждений компенсирующего вида, и у родителей нет возможности привозить детей на индивидуальные занятия в другие образовательные учреждения из-за двигательных нарушений детей, только домашнее визитирование специалиста может помочь детям.
   С января 2011 года учитель-дефектолог Центра ПМСС города Галича осуществляет домашнее визитирование семьи, имеющей трех детей с особыми образовательными потребностями, два из которых - дети-инвалиды.
   Домашнее визитирование предполагает выход специалиста (или специалистов) в семью для проведения коррекционных занятий, создания специальных условий успешной социальной и психолого-педагогической адаптации семьи и ребенка.
   Таким образом, целью домашнего визитирования является активное включение детей с особыми образовательными потребностями и их семей в социальную жизнь для улучшения качества жизни семьи, а также создание благоприятных условий для развития личности ребенка.
   В рамках домашнего визитирования происходит решение следующих задач:
  • оказание квалифицированной социально-педагогической и социально-психологической помощи ребенку в привычных для него домашних условиях по разработанным индивидуальным коррекционно-развивающим программам: 
- развитие психических процессов;
- развитие познавательной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие творческих способностей ребенка и др. 
  • оказание помощи родителям:
- организация работы по повышению уровня мотивации, степени активного участия родителей в коррекционном процессе;
- просветительская работа, направленная на повышение уровня их знаний и разъяснение особенностей структуры нарушения;
- ознакомление с результатами диагностики;
- раскрытие перспектив и направлений коррекционной работы;
- разъяснение роли родителей в повышении эффективности коррекционного процесса;
- формирование адекватной позиции воспитания и отношения к ребенку, обучение родителей методам и приемам проведения коррекционных занятий (повышение педагогической компетентности).
   В ходе реализации домашнего визитирования для оказания помощи учитель-дефектолог посещает семью 3-4 раза в неделю, проводит коррекционные занятия с детьми, оказывает консультативную помощь родителям. Работа дефектолога четко структурирована, согласна индивидуальным коррекционно-развивающим программам, которые строятся в соответствии с результатами диагностики.
   За период реализации данной работы можно отметить положительную динамику в познавательном, речевом и двигательном развитии детей. Родители активно принимают участие в коррекционном процессе, стараются выполнить предложенные рекомендации, отрабатывают методы и приемы конструктивного взаимодействия с ребенком в домашних условиях, в быту.
   Родители отмечают высокие результаты данной работы, а также считают, что домашнее визитирование является необходимой социальной услугой, которая высоко эффективна, так как у детей формируются новые навыки и умения, они быстрее развиваются.





















Учитель-дефектолог Центра ПМСС 
Смирнова О.В.

Что нужно знать родителям о ПМПК

   В школе или детском саду Вам сказали, что Вашему ребенку нужна помощь специалистов психолого-медико-педагогической комиссии. По Вашему мнению, помощь - дело хорошее, но как знать, чем может обернуться помощь в данной ситуации.
   Мы постараемся убедить Вас в том, что главная цель обследования ребенка на ПМПК - это оказание индивидуальной - ориентированной консультативной помощи родителям по вопросам, связанным с трудностями в развитии ребенка, в том числе - в выборе наиболее подходящего образовательного маршрута ребенка (подростка).
   Первое, что нужно знать родителям: обследование является добровольным, бесплатным; подробные результаты обследования - строго конфиденциальны, посторонние лица о них могут быть информированы только с согласия родителей. Все данные, занесенные в документы комиссии, используются для статистических целей только в обезличенном виде. Важно, что все выводы и заключение ПМПК являются рекомендательными, право принять или не принять их остается за родителями.
   С чего же начать? Где получить исчерпывающую информацию о необходимых документах? Для детального изучения причин трудностей в развитии и обучении ребенка, его поведения и взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками специалистам ПМПК важно получить сведения о раннем развитии ребенка, его здоровье, семейной ситуации.
   Необходимо знать, как справляется ребенок с процессом обучения, какие именно трудности он испытывает, от чего больше устает, с чем справляется лучше, как принимает помощь взрослого. Именно поэтому родители должны быть готовы к тому, что при предварительной встрече социальный педагог ПМПК попросит их принести медицинские документы, характеристику ребенка, составленную педагогом школы или детского сада, задаст вопросы о других членах семьи. 
   Все нужные документы собраны, время обследования назначено. Как будет всё происходить? Как подготовить к обследованию ребёнка и подготовиться самим? Непосредственное обследование детей в ПМПК города Галича проводится, как правило, в присутствии трёх педагогов. Каждый из них максимально доброжелательно задаст Вашему ребёнку несколько вопросов, содержание которых не связано напрямую с учебным материалом. Цель этой беседы – выявить общий уровень психического развития ребёнка, его сильные стороны и потенциальные возможности, отношение к процессу обучения. Педагоги  в процессе обследования обязательно найдут подход именно к Вашему ребёнку, создадут ему ситуацию успеха, ведь  настроение любого человека, в том числе и маленького, непосредственно влияет на его интеллектуальные способности. Родителям важно понимать, что готовить ребёнка к обследованию специально нет никакой необходимости. Главное - настроиться самим и настроить ребёнка на спокойное и доброжелательное общение с членами ПМПК. 
   Итак, все вопросы заданы, специалисты ПМПК приступают к обсуждению форм и способов помощи, необходимости изменений вида и формы образования Вашего ребёнка. Важное условие этого этапа работы комиссии – учёт мнения родителей, важная составляющая - подробная  консультация для родителей по поводу их роли в процессе обучения и воспитания ребёнка.
   Результатом  посещения ПМПК будет коллегиальное заключение о наиболее подходящем для Вашего ребёнка образовательном маршруте, которое  на специальном бланке будет выдано Вам на руки. Если Вы согласитесь с мнением специалистов – органы управления образованием, администрация образовательного учреждения, где обучается или воспитывается Ваш ребёнок, будут обязаны организовать для него условия, сформулированные в заключении. 
   Вы убедились, в том, что в результате посещения ПМПК Вы можете получить необходимую Вам помощь? Узнать подробную и конкретную информацию о необходимых документах, процедуре и времени обследования, правах детей  и родителей при обследовании, а также записать ребёнка на обследование в муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию города Галича можно по телефону 8(49437)22-0-22 или лично по адресу Галич, Школьная, 7(здание лицея №3).
 Социальный педагог Центра ПМСС 
Ситова О.В.


Визуальное консультирование как форма работы социального педагога

Важное место в профилактике социальной дезадаптации детей и подростков занимает работа с родителями, так как именно родители (прямо или косвенно) оказывают наибольшее влияние на воспитание детей. Во времена, когда родители заняты зарабатыванием денег и с трудом находят время на общение и сотрудничество с педагогом, становится актуальной такая форма работы с родителями по профилактике социальной дезадаптации как визуальное консультирование. Эта форма работы не требует от родителей тратить свое время, подстраиваться под расписание работы специалиста, в то же время они получают информацию  в краткой, четкой, понятной и запоминающейся форме.
   В социально-психологической работе с подростками визуальная консультация также может сыграть важную роль. Это обусловлено тем, что информация, преподнесенная подростку в визуальной форме, предполагает отсутствие назидательности, свободу выбора обязательности ее получения. Кроме того, подростки, проводящие много времени в «общении» с гаджетами, ориентированы преимущественно на получение информации именно визуального характера.
   Визуальные консультации для родителей и подростков должны быть составлены  по актуальным вопросам, с учетом возрастных особенностей подростков,они должны привлекат внимание, иметь четко выраженную идею.
   С сентября 2012 года социальным педагогом Центра ПМСС были подготовлены и распространены в образовательных учреждениях города визуальные консультации на такие темы, как, например: «Твое здоровье в твоих руках», «Можно ли избежать конфликтов? Нет!», «Готов ли к школе ваш ребенок», «Ваш ребенок ведет себя агрессивно: что делать?», «Компьютерные игры: Играть или не играть?», «Памятка родителям», «Ассертивное поведение - что это?»




Социальный педагог Центра ПМСС
Чистякова А.В.




 









Комментариев нет: